Скачать mp3 музыку бесплатно
Сведения об ОО
«Растим детей»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Советы психолога

«СКАЗКА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Развернуть »

Дети приходят в первый класс, для них наступает новая пора в жизни. И адаптация детей зависит от того, как прошел подготовительный этап к школе. Можно выделить детей, которых мучили усиленной подготовкой. Очень рано такие дети познакомились с системой «уроков». И что же? Разобравшись в требованиях учителя, они начинают чувствовать, что им слишком легко и даже скучно.

Дети ищут дополнительные развлечения, многим из них хочется постоянного внимания со стороны учителя и сверстников. Замечания педагога, смех новых товарищей порой закрепляют негативные формы поведения на уроке.

Учитель борется за порядок в классе, а ученик — за лидерство, за социальное признание. Средства такой борьбы различны, а результаты неутешительны. Проигрывают обе стороны, так как нет взаимопонимания, доверия и уважения друг к другу. А у школьника познавательная мотивация может надолго погаснуть, создавая дополнительные проблемы в обучении.

Попробуем помочь таким детям. Первоклассникам мы предлагаем следующую коррекционную сказку. После прослушивания данной сказки учитель может предложить классу игру «Шапка-невидимка». Такие игры полезны для первоклассников.

ШАПКА-НЕВИДИМКА(из серии сказок «Лесная школа»)

В Лесной школе появился новый ученик. Это был Мышонок.

Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно говорили мама с папой, и дедушка с бабушкой всегда восхищались им. Пропищит Мышонок пронзительно, а дедушка ликует: «Ты просто соловей у нас!» Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой, акробат!» Родители говорили, что он точно будет отличником, ведь он все уже знает. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность это доказать всем жителям Леса.

В Лесной школе его почему-то приняли без восторгов и восхищения. Учитель Еж на уроках спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал ответ, перебивая других, учитель расстраивался и все равно дожидался ответа другого ученика. Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. Если ответ Мышонка был верным, то он гордо вертел головой во все стороны, чтобы насладиться вниманием одноклассников. Но ожидания не оправдывались: ученики и учитель не замечали гениальности Мышонка.

Тогда Мышонок решил всех удивить своим «соловьиным» писком. И это ему удалось! Учитель строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассмеялись. «Вот, наконец-то, — подумал Мышонок, — все заметили меня!» Он, забыв об уроке, начал размышлять, чем бы еще всех поразить. Особенно Мышонку понравилось, когда рассмеялась Белочка над его прыжком через хвостик во время урока. Только учитель не улыбался. Еж подошел и тихо спросил проказника: «Почему ты нам мешаешь?» Но вместо ответа услышал пронзительный писк Мышонка. Ребята-зверята смеялись, и Мышонок был счастлив.

Когда после уроков за Мышонком пришли родители, учитель Еж увидел в их глазах восхищение своим сыном и призадумался: «Что же делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником Лесной школы? Ведь сейчас он поступает как маленький ребенок, а не как ученик! Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные правила? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его радоваться успехам своих новых друзей?»

На следующий день учитель Еж начал урок с истории о шапке-невидимке, которая хранится в самом секретном месте в кабинете у директора школы. Шапка эта — невидимая, и других она тоже делает невидимыми. Еж сказал, что готов надеть ее на голову любому ученику, который мешает всем учиться. Мышонок захотел, чтобы надели ему, в ней он еще больше поразит окружающих.

Учитель с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенного не произошло, только ребята-зверята перестали обращать внимание на кривляния Мышонка. Мышонок старался проказничать изо всех сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся, не обращал на него внимания).Через некоторое время он стал прислушиваться к заданиям учителя. Пытался их выполнить и захотел выйти с ответом к доске. Но его никто не заметил. Мышонок обиделся: «Ну и пусть, они все еще пожалеют!»

Наконец прозвенел звонок, началась перемена! Когда ученики ушли играть в коридор, учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и «снял» шапку. «Правда, грустно быть одному?» — тихо спросил Еж и добавил: «Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда прозвенит звонок, шапка-невидимка вновь вернется к тебе. Так будет до тех пор, пока ты не научишься помогать друзьям в учебе, а не мешать им».

Мышонок сидел молча и к ребятам играть не пошел. Он думал… Так прошла перемена, незаметно прошел урок, на котором дети узнавали что-то новое и интересное. Перед уроком математики Мышонок вновь остался в классе. Он вдруг заметил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку.

«Что, пропрыгала дома, а теперь пытаешься задачку решить?» — завредничал Мышонок.

«Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего не получается!» — ответила Белочка.

Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение. «Хочешь, я помогу тебе?»

Белочка молча кивнула. Они вместе справились с задачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий смех Белочки и увидел благодарный блеск в ее глазах! Никогда Мышонок не чувствовал себя таким нужным! Ему было очень приятно!

На уроке математики Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему учитель Еж пригласил Мышонка. И вновь Мышонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его, а только помогал ему.

После того как учитель поблагодарил Зайчонка и Мышонка за хорошие ответы, Мышонок вдруг вспомнил про «шапку-невидимку». «Что же с ней случилось, почему и куда она исчезла?» — удивился Мышонок. А учитель Еж и ребята-зверята добродушно улыбались…

НОВИЧОК В ШКОЛЕ

Развернуть »

Некоторым из первоклашек не удается доучиться до старших классов в одном и том же коллективе. Многие дети вместе с родителями переезжают в другие районы и города. Некоторые родители переводят ребенка из класса в класс, желая для своего сокровища лучших условий.

Попытаемся представить все эти перемещения глазами ребенка.

А для этого вспомните, Вы родители, какие проблемы возникали у Вас при переходе с одной работы на другую? С какими трудностями Вам приходилось сталкиваться?

Вспомните свой первый школьный день. Школьная жизнь оправдала ваши ожидания? Вот, вот…У каждого со школой складываются свои, личные отношения. У детей одни, а у родителей подчас совсем другие… Но ходить в школу необходимо, и некуда от этого не деться.

Именно в школе мы получаем практический опыт общения и самоидентификации: кто я, зачем появился на свет, чего хочу от жизни?

Но одно дело, когда все ребята идут в первый класс и все оказываются в роли новичков, а совсем другое дело, когда новичок приходит в уже сформировавшийся коллектив . Предупредить все случаи затруднений с адаптацией, к сожалению, невозможно, а вот облегчить период адаптации, поддержать и помочь ребенку, особенно новичку, можно и нужно.

Исследования показывают, что:

1.Хуже всего адаптируются в новой обстановке дети с флегматичным, меланхоличным темпераментом, для которых характерна медлительность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

2.Гораздо легче процесс адаптации протекает при холерическом темпераменте. Эти новички быстрые, порывистые, энергичные, с высоким уровнем активности.

Младшие школьники легче вливаются в новый класс, поскольку для них более значимы отношения с учителем, а эмоциональная жизнь старших детей и подростков в существенной степени определяется отношениями со сверстниками. Тяжело адаптируются дети, чрезмерно опекаемые родителями, привыкшие к исключительному вниманию, неспособные наладить контакт с одноклассниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, общей эмоциональной неустойчивости. Эти дети много волнуются, беспокоятся, сомневаются в правильности своих действий, легко обижаются, остро реагируют на неудачи и в то же время, им не хватает гибкости, непосредственности, доверчивости и простоты в отношениях со сверстниками. Они напряжены, скованы, при всём желании им трудно общаться и быть принятыми. Ведь ребёнок, который идет в новый класс, должен принять условия нового, уже порой сформировавшего коллектива, оставшись при этом личностью.

Редко бывает, когда новичка все ученики в классе принимают радушно. Как правило, к новому человеку относятся если не снисходительно, то настороженно. Новенького как будто проверяют на «слабо», устраивают розыгрыши, иногда довольно жестокие. Причина такого интереса — познавательная активность, природное свойство людей. Одноклассники — уже устоявшееся объединение, а новичок для них — и объект исследования, и повод для осознания своего единства.

У новичков часто возникает еще одна проблема: их сразу «берут в оборот» и под предлогом дружбы используют в своих корыстных целях, например, просят списать, поменяться чем-нибудь или выгородить перед учителем. Он же новенький, отказать не может. Позволит ли ребенок пользоваться своей дружбой или нет, зависит от его индивидуальных особенностей, а также от того, насколько родители верят в его возможности. Важно положиться на силы самого ребенка, поддержать его словом, но иногда не помешает обратиться за помощью и к классному руководителю.

Чем старше ребенок, тем больше сложностей может возникнуть при смене школы. Но адаптация в новой среде, скорее, зависит не от возраста, а от индивидуальных особенностей ребенка. Ставить вопрос, кому это дается легче, а кому труднее, не совсем уместно, поскольку любые изменения в жизни детей логичнее рассматривать как возможность приобретения нового опыта, развития психологической устойчивости и умения строить отношения.

Если родителей тревожит недоброе, порой жестокое отношение ребят к своим детям, работа с психологическими лидерами класса по отдельности может помочь сформировать их отношение к жестоким поступкам как к слабости, недалекости, низкому уровню культуры их семей. Здесь уже можно подключать как классного руководителя, так и психолога. Если же нет ярких признаков жестокого отношения, родителям важно терпеливо переждать период адаптации, не мешая ребенку приобретать опыт общения. При этом будет уместным создание самими родителями ситуаций для общения. Это могут быть детские праздники, совместные экскурсии, изготовление стенгазет и т. д.

Итак, как же должны вести себя родители, чтобы помочь сыну или дочери гармонично влиться в новый коллектив? Часто страх взрослых провоцирует излишнюю настороженность и тревожность в поведении новичка в классе.

Необходимо помнить: нельзя прожить жизнь за своего ребенка.

И радости, и трудности каждый должен пройти самостоятельно. Задача родителей — терпеливо наблюдать, а если вмешиваться, то очень осторожно, лишь в случае крайней необходимости. «Случай крайней необходимости» — прямая угроза жизни и здоровью (физическое насилие, длительное психологическое давление).

Самое главное от родителей — ребенок должен знать о готовности родителей поддержать и защитить его. Если вы постоянно выражаете уверенность в возможностях своего ребенка, поддерживаете его словом, это и есть один из способов помощи. При этом очень важно владеть достаточным количеством информации. В период привыкания детей к новому коллективу важно учитывать, что, находясь в классе и среди незнакомых ребят, новичок чувствует себя скованно и вынужден порой сдерживать свои эмоции. Это приводит к внутреннему напряжению, которое, если его не разрядить, может стать даже причиной невроза. Поэтому дома, в привычной для них обстановке, следует предоставлять возможность выражать свои чувства и эмоции в полной мере. Детям младшего и среднего школьного возраста играть в подвижные игры, рисовать красками. Родителям, чьи дети-подростки переходят в другой коллектив, необходимо чаще разговаривать с подростками, стараться быть в курсе всех происходящих событий своего сына или дочери. Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации (привыкания) к новой школе.

Беседуя с ребенком, не акцентируйте внимание только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе. Новичок в скором времени окрепнет духом, почувствует себя полноправным членом коллектива, и будет охотно ходить в школу.

 

 

 

ЗАЧЕМ ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

Развернуть »

 

Всем известно, что по закону имеют право быть принятыми в первый класс все дети, достигшие шести с половиной лет и не имеющие медицинских показаний. Однако достижение ребенком определенного возраста не является гарантией готовности к школе.

С введением программы 1- 4 и классов «шестилеток» возникают дополнительные сложности. По интеллектуальным способностям дети шести и семи лет имеют небольшие различия, но физически и эмоционально шестилетки значительно отличаются от семилеток. В моей практике почти у всех детей, и особенно у мальчиков, которые начали учиться до шести с половиной лет, было много проблем и трудностей адаптации к школе. Некоторые родители стремятся отдать мальчиков в школу пораньше, боясь, что по окончании школы ребенок сразу попадет в армию. Но порой плата за это слишком высока – постоянный неуспех, низкая самооценка, отсутствие желания учиться. Девочки приспосабливаются легче, стараются соответствовать школьным требованиям, ожиданиям учителя и родителей. Именно школьные требования, правила, режим, длительность уроков, необходимость постоянно себя сдерживать и контролировать, быть внимательным в течение дня являются самыми большими трудностями для большинства шестилеток.

Что такое готовность к школе?

1. Интеллектуальное и речевое развитие. Обычно определяется уровень овладения простейшими логическими операциями. Это задания типа «четвертый лишний», классификация, рассказ по серии картинок и т. п.

2. Желание идти в школу.

3. Умение действовать по заданному взрослым правилу, слушать и последовательно выполнять его указания.

4. Отношение к взрослому как к учителю, указания которого обязательны.

5. Первоначальные навыки общения со сверстниками.

Во время тестирования психолог не только определяет уровень развития интеллекта ребенка, но и его способность удерживать внимание на выполнении задания, способность принять инструкцию взрослого.

Важным элементом готовности к школе является способность удерживать дистанцию с посторонним взрослым, как минимум ребенок должен обращаться к нему на «вы».

Обратите внимание на способность малыша ориентироваться в пространстве. Как это определить? Проверьте, знает ли он, где находится «право» и «лево». Может ли найти верхний левый угол листа и т. п.

Нарисуйте план вашей квартиры (детской площадки) и предложите ребенку найти «клад», помеченный в определенном месте. Или попросите ребенка срисовать абстрактный рисунок из простых геометрических фигур.

Можно предложить посчитать расположенные по порядку в несколько рядов предметы. Обратите внимание на то, что счет идет слева направо и сверху вниз. Часто дети перечисляют предметы хаотично или начинают пересчитывать их справа налево или снизу вверх.

Зеркальное письмо букв или цифр также является признаком необходимости дополнительного внимания к развитию именно пространственной ориентации ребенка. Вот еще один простой тест. Нарисуйте рисунок или фигуру из десяти точек. Помимо точности расположения точек относительно друг друга, обратите внимание на способ рисования самой точки. Если вместо точки увидите круг, спираль, знайте, это признак недостаточной произвольной регуляции ребенка.

Если малыш испытывает трудности в регуляции поведения или развитии, обратитесь к психологу. Эти проблемы разрешаются гораздо проще именно до школы. Если вы хотите протестировать ребенка у специалиста, то необходимо помнить, чтобы на данный момент ребенок бал здоров, перед тестированием нельзя смотреть телевизор или играть в компьютер, т. к. это приводит к снижению концентрации внимания и работоспособности. Иногда родители пытаются натренировать ребенка на выполнение определенных тестов, например «рисунок человека». Такая практика не помогает ребенку, не имеет развивающего потенциала.

Специалист определяет уровень развития способностей по целому набору тестов, идеальное выполнение одного теста не имеет решающего значения. Чтобы быть спокойными при поступлении ребенка в школу, пройдите тестирование заранее – в 6 лет. Специалист поможет вам подобрать индивидуальную программу занятий и даст необходимые рекомендации по организации подготовки ребенка к школе. Готовность к школе – залог успешного обучения вашего ребенка и хорошего настроения у всей семьи.

Может, просто дать шестилеткам наиграться еще год

в детском саду?

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Развернуть »

 

1.Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали»;

Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка;

Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака;

2. Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день;

3. Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени;

Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам;

4. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами;

5. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным;

Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается)- необходимы;

6. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …»;

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи;

Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него.

7. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка;

8. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние;

Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

9. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную;

 

ТЕЛЕМАНИЯ? ЧТО ДЕЛАТЬ?

Развернуть »

 

Каким мы видим современного дошкольника? Он просто замечательный! Развитый, необыкновенно любознательный, умный. И глазки у него хорошие, добрые! Вроде бы никаких особых изменений по сравнению с прошлыми десятилетиями не произошло. Однако специалисты утверждают в современных детях активность, общительность, раскованность в поведении – и в то же время отсутствие навыков самообслуживания, пренебрежение к трудовым поручениям.

Нынешние дети в большинстве своем достаточно развиты. Однако повышенные современные требования к ребенку в ряде престижных школ, информационная перегрузка и многочисленные занятия (некоторых детей водят в школы и с трех лет) ведут к тому, что дети не справляются с учебной нагрузкой в школе. Следствием этого являются снижение познавательных функций и потеря интереса к учебе.

В своей игровой деятельности современный ребенок предпочитает конструкторам — телевизор, игре в дочки-матери — компьютерные игры, например, под названием «Sims». Эти предпочтения оказывают не только положительное, но и противоположное воздействие: ребенок мало двигается, не общается со сверстниками, быстро утомляется «уходит в себя».

Конечно, вряд ли сегодня можно утверждать, что наши дети остались прежними. Ребенок с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился.

Да, современный ребенок более эрудированный. Но у этой эрудиции есть и обратная сторона. Кроме эрудированности, мы отмечаем повышенную эмоциональность наших детей. И это не всегда положительное качество. Дети часто реагируют на самые, казалось бы, незначительные события слишком импульсивно, часто плаксивы, капризны и агрессивны. Агрессия – это ведь тоже эмоция. Эмоция, взращенная телевизором.

Нужно ли и можно ли смотреть телевизор малышу – по этому поводу существуют разные мнения. Одни родители считают, что мультфильмы, детские передачи способствуют развитию крохи, формированию его мировоззрения, он лучше познает мир, узнает много нового. Позиция других мам и пап основывается на том, что телевидение вредно для еще не сформировавшейся психики ребенка, подвергается испытанию его неокрепшее зрение и что просмотр телепередач надо свести к минимуму.

Подумайте, ведь сейчас изменились герои детских мультфильмов. По-моему есть существенная разница между милым и доверчивым Чебурашкой, обаятельным Крокодилом Геной – и теми монстрами, которые без риска для жизни «плюхаются» с двадцатого этажа небоскреба.

Между Чебурашкой и Крокодилом Геной существовали отношения, которые возможны в реальной жизни. Они радовались, печалились, делали друг другу подарки – точно также как это можем делать мы и наши дети. Поэтому они – герои педагогического кино, педагогической литературы.

Какие герои в современных импортных мультфильмах, которые так любят смотреть современные наши дети? Эти существа, которые на вид неприятны, страшны, не способны чувствовать боль… Чему они учат? Что к человеческому телу можно относиться без всякой жалости?

Вдумайтесь, что бы Вы сделали, если бы пришли к себе домой и застали неизвестного человека, который учит вашего ребенка бить товарища, ударяя его по голове?

Вы бы, наверное, возмутились и выгнали бы такого человека.

А что Вы делаете, когда приходя домой, застаете ребенка за включенным телевизором с «уроками насилия?» Вот именно н и ч е г о!

Когда ТВ поглощает все силы и внимание малыша, когда оно подменяет для маленького ребенка общение с близкими взрослыми, то, безусловно, оказывается мощное формирующее, вернее, деформирующее влияние на становление психики ребенка. Ведь возраст до 6-7 лет – это время зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека. У дошкольников еще не до конца сформировано восприятие происходящего. Сажая малыша перед телевизором, родители полагают, что он так же, как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так.

Закон развития психики ребёнка заключается в том, что становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым.

Проблемы, затронутые в моей статье очень серьезные. От их решения зависит развитие нашего общества в будущем.

Проблема очень сложная. Она может и должна решаться на государственном уровне.

МЫ — взрослые, мы — любящие родители должны защитить наших детей от телевизионной, компьютерной агрессии сами.

Итак, неужели мы обречены на пагубное влияние телевизора, на появление зависимости от компьютера?

Неужели телевизор, общение с компьютером, а не со сверстниками – это приговор для детей?

Конечно, многое зависит и от родителей, их влияния на детей нельзя сравнивать ни с чем. Взрослым можно попробовать:

1. Ограничивать, выключать телевизор в особенно напряженные моменты.

2. Смотреть, анализировать вместе с ребенком и комментировать ему по ходу то, что показывают на экране. Подчеркивать отсутствие реализма (разве человек может так летать?), страдание жертв агрессии (это должно быть больно, не так ли?)

3. Нежелателен и просмотр боевиков. У ребенка формируется представление о том, что сила и способность убивать – главная ценность в жизни. Малыш понимает, что самый лучший способ справиться с проблемой – это просто уничтожить ее источник.

4. Не злоупотреблять телевизором самим. Не давать долго играть в компьютер ребенку. А если он играет, то пусть играет не в «стрелялки», а в игры аналитического характера.

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Развернуть »

 

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Возможные причины недостаточной адаптации в 5-м классе

• разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять;

• большой поток информации, незнакомые термины, слова;

• чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, ощущение отсутствия или недостаточности внимания со стороны классного руководителя.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новый период их школьной жизни.

Рекомендации для родителей

• Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

• Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

• Знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Формирование адекватной самооценки, навыков самоконтроля и поощрение самодостаточности ребенка

 

 

КАКОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА?

Развернуть »

 

1. Подросток – уже не ребенок, но и еще не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми с мотивировкой «ты еще слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребенка в семье и социуме.

2. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.

3. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

4. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

5. Рост критичности подчас ведет к полному негативизму. Чаще всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряженные для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма.

6. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).

Почему подростку так нелегко с собой?

— начало функционирования половых желез, появление вторичных половых признаков;

— у девочек половое созревание начинается на два года раньше и длится 3-4 года, у мальчиков 4-5 лет;

— гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков – тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков;

— новая «химическая среда» организма вызывает резкие перепады настроения (эмоциональные качели);

— высокие темпы роста, сравнимые только с фетальным (внутриутробным) периодом и возрастом от 0 до 2-х лет;

— рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры;

— у мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;

— увеличение объема легких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма кислородом;

— увеличение объема сердца в 2 раза за пубертанный период;

— нестабильность эмоций;

— поллюции у мальчиков и месячные у девочек подчас вызывают реакцию физиологического отторжения собственного тела;

— темпы развития сальных желез (прыщи на лице, повышенная потливость, сальные волосы)

Является ли подросток жертвой бушующих гормонов?

Да. Грейс Крайг приводит следующие общие эмоциональные проявления гормонального криза:

— частая смена настроения;

— депрессия;

— неусидчивость и плохая концентрация внимания;

— раздражительность;

— импульсивность;

— тревога;

— агрессия и проблемное поведение.

Нет. На состояние подростка оказывает влияние масса других факторов:

— отношения в семье;

— статус в подростковой семье;

— уровень академических успехов;

— способность построить долгосрочную перспективу и т.д.

«ЕГО ДРАЗНЯТ ОДНОКЛАССНИКИ»

Развернуть »

 

«В детском сообществе без дразнилок не обойтись, но бояться их не стоит. Словесные выпады становятся для ребенка школой общения, помогают лучше узнать…себя».

«Ехидные, а подчас и жестокие реплики одноклассников способны обидеть ребенка, вызвать страх, спровоцировать агрессию. Стараясь помочь ему совладать с собой и достойно защититься, родители должны знать причины, по которым дети 7-11 лет дразнят друг друга.

Чаще всего это безобидная попытка наладить контакт, продемонстрировать себя и испытать одноклассника на прочность. Оказываясь в одной из трех ролей – «жертвы», «агрессора» или «наблюдателя», дети выясняют, насколько легко в стрессовой ситуации выбить почву у другого ( или у меня самого) из-под ног, насколько он (или я сам) тверд и готов постоять за себя. По результатам такого «теста» часто определяется место ребенка в групповой иерархии. Не случайно чаще дразнят новичков или выясняют отношения в коллективе, который только складывается. Родители могут подготовить ребенка к этой ситуации, объяснив ему, что происходит, и научив активно отвечать на вызов, причем тем же действием (словом на слово). Остроумие демонстрировать не обязательно, хотя иметь в запасе одну — две отговорки (вроде «кто так обзывается, сам так называется») никогда не помешает. Некоторым детям нравиться манипулировать эмоциями других. Они часто обзывают тех, кто легко выходит из себя, а потом говорят: «Глядите, шуток не понимает, на людей бросается!»

Учите сына или дочь брать паузу: как бы ни было обидно, нужно, глубоко вздохнув, сосчитать про себя до десяти и, лишь успокоившись, ответить обидчику.

Наконец, с помощью обзывания дети высмеивают неприемлемое в коллективе поведение: ябедничество, жадность, хвастовство, плаксивость. В такой форме детская субкультура поддерживает право всего сообщества. Если подобные высказывания справедливы в отношении вашего ребенка, помогите ему изменить поведение — в данном случае это лучшая для него стратегия».

 

 

 

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК СТАЛ «ОТСТАЮЩИМ»

Развернуть »

 

Результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он неуверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну, какой же ты бестолковый!» — только подливает масло в огонь. И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов. Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

Первое — не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

Второе — настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье — ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвертое — забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?». Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое — не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое — интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Себя все родители жалеют, вот ребенка — очень редко… Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню. Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки — но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и » на расправу» другого. Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом.

И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» ученик устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны! Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.

Седьмое — не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать все его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

Восьмое — работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…

Девятое — но очень важное! — детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Пожалуй, самое трудное время — вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть… Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно, в каникулы.

Десятое и последнее — своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов).

 

Изменения в расписании

1 смена

Прямая трансляция Знание.ТВ
ВСОШ
Год педагога и наставника

запишите детей в первый класс через госуслуги
Приём в первый класс
Единая служба
Мы в социальных сетях

ДОО «МИР»
Мониторинг качества ОД
Электронный дневник
Форум
Информация о сайте