Функциональная грамотность
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Документы
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
- Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Задания для начальной школы (на уроках математики, окружающего мира, чтения)
Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию функциональной грамотности:
- Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности.
- Методические рекомендации для учителей и родителей.
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
Полезные ресурсы
- Функциональная грамотность школьников. Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы. Перейти к документу
- Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся. Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Перейти к документу
- Центр оценки качества образования ИСРО РАО. Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. Перейти к документу
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
«Чего не хватает нашему поколению, так это финансового образования, необходимого для финансовой безопасности».
Роберт Кийосаки
В нашей школе в рамках Всероссийских уроков по финансовой безопасности с 8 по 14 апреля были проведены мероприятия, направленные на повышения уровня финансовой грамотности обучающихся 8-11 классов.
Обучающиеся узнали о финансовой безопасности в цифровом мире, о мошенничестве в интернет-сети, о финансовых пирамидах, о дистанционном управлении деньгами. Разобрали, какие бывают виды налогов, работу банковской системы. Прошли веб-квест по финансовой безопасности.
При проведении таких уроков, важно помнить, что сегодняшние ученики– это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в школьном возрасте на всех ступенях образовательной системы.