Функциональная грамотность
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Документы
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
- Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 53″ на 2021-2022 учебный год
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Задания для начальной школы (на уроках математики, окружающего мира, чтения)
Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию функциональной грамотности:
- Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности.
- Методические рекомендации для учителей и родителей.
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
Полезные ресурсы
- Функциональная грамотность школьников. Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы. Перейти к документу
- Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся. Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Перейти к документу
- Центр оценки качества образования ИСРО РАО. Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. Перейти к документу
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
«Чего не хватает нашему поколению, так это финансового образования, необходимого для финансовой безопасности».
Роберт Кийосаки
В нашей школе в рамках Всероссийских уроков по финансовой безопасности с 8 по 14 апреля были проведены мероприятия, направленные на повышения уровня финансовой грамотности обучающихся 8-11 классов.
Обучающиеся узнали о финансовой безопасности в цифровом мире, о мошенничестве в интернет-сети, о финансовых пирамидах, о дистанционном управлении деньгами. Разобрали, какие бывают виды налогов, работу банковской системы. Прошли веб-квест по финансовой безопасности.
При проведении таких уроков, важно помнить, что сегодняшние ученики – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в школьном возрасте на всех ступенях образовательной системы.
5 декабря обучающиеся 6 класса приняли участие в онлайн-уроке «Древние монеты», на платформе Банка России.
Урок направлен на «погружение» учащихся в историю банкнот и монет.
Ребята не только узнали, о том, что деньги — это неотъемлемая и необходимая составляющая нашей жизни, но и о происхождении их названий, о процессе печатания банкнот и чеканки монет.
Также ребята получили ответы на вопросы, какую важную государственную информацию несут изображения на деньгах и как изменение дизайна может отражать перемены в жизни страны.
На онлайн-уроке ребята узнали, что Банк России — регулятор количества наличных и безналичных денег в обороте. Российская валюта – одна из самых защищенных в мире.
1 декабря обучающиеся 9 класса приняли участие в онлайн-уроке «Денежные реформы», на платформе Банка России. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», говорил М.В. Ломоносов.
На уроке «Денежные реформы» учащиеся узнают, какие подходы в области денежной политики наиболее эффективно защищали финансовые интересы страны в разные периоды, какие меры предпринимались для поддержки государственного бюджета, что способствовало укреплению национальной валюты.
Правильной оценке настоящего поможет знание прошлого.На онлайн-уроке ребята узнали, что цель денежной реформы – укрепление экономики, баланс плюсов и минусов денежных реформ – основа взвешенной, рациональной политики. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег – самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете. Запас средств на случай чрезвычайных ситуаций, в том числе вызываемых международными политическими событиями – фундамент стабильности страны.
30 ноября обучающиеся 7 класса приняли участие в онлайн-уроке «Платить и зарабатывать банковской картой», на платформе Банка России. Банковская карта стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Мы совершаем покупки в магазинах, оплачиваем коммунальные платежи и услуги, снимаем наличные деньги в любом удобном банкомате.
Преимущества владения банковской картой этим не ограничиваются, с помощью карты можно не только тратить, но и зарабатывать. На уроке ребятам раскрыли все секреты, как безопасно и выгодно использовать банковские карты.
Полученные на уроке знания ребята смогут применять при выборе банковской карты. Они узнали о возможности получения дохода от использования банковской карты.
Начисление процента на остаток, кешбэк, бонусы компаний-партнеров. Обратили внимание на правила безопасности при использовании банковских карт.
29 ноября обучающиеся 11 класса приняли участие в онлайн-уроке «Все про кредит или четыре правила, которые помогут», на платформе Банка России.
На уроке ребят научили оценивать реальную потребность в кредите и соотносить свое финансовое состояние и цели с видами и условиями кредита.
Урок помогает школьникам рассеять иллюзию легких денег при получении кредита, осознать обязательность возврата суммы кредита и начисленных процентов в установленный срок, формирует ответственное отношение к взятым обязательствам.
По итогам онлайн-урока ребята узнали, что платить по кредиту нужно вовремя, соотносить цели и доходы.
Доля платежа по кредиту в вашем бюджете должна быть – не более 30-40 % дохода.
Необходимо сравнивать условия при выборе кредита.
28 ноября обучающиеся 10 класса приняли участие в онлайн-уроке «Облигации. Что это такое и как на них заработать?», на платформе Банка России.
Наличие накоплений или сбережений – важная отличительная особенность современного финансово грамотного человека.
Накопления обеспечивают материальную стабильность и безопасность, помогают справиться с трудностями или сделать важные крупные покупки. Но деньги, которые просто лежат под матрасом, постепенно теряют свою покупательную способность из-за инфляции. Как можно сохранить накопленные средства?
Помочь может инвестирование в наименее рисковые финансовые инструменты, одним из которых являются облигации. Грамотное вложение денег поможет сохранить сбережения, а также получить умеренный доход.
По итогам онлай-урока ребята узнали, что перед покупкой облигации нужно оценивать риски, рейтинг, доходность, ликвидность.
Необходимо учитывать характеристики облигаций для достижения личных финансовых целей, о том, что необходимо диверсифицировать портфель: покупая различные виды облигаций, вы снижаете риски. И помнить, что инвестиции – это всегда риск.
27 ноября обучающиеся 8 класса приняли участие в онлайн-уроке «Личный финансовый план. Путь к достижению цели», который организовал Банк России.
Личный финансовый план – основа принятия финансовых решений. Для управления личными финансами нужно уметь определять краткосрочные и долгосрочные финансовые цели, знать общие принципы управления расходами, уметь контролировать спонтанные покупки, не выходить за рамки бюджета.
Финансовое планирование является важным инструментом, который помогает школьникам развивать финансовую ответственность и грамотность, а также готовиться к будущим финансовым вызовам.
Следование составленному плану дает возможность принимать осознанные решения и строить устойчивое финансовое будущее.
Знания, полученные по итогам онлайн-урока, помогают ставить финансовые цели грамотно, следовать своему финансовому плану.
Ребята с удовольствием приняли участие в занятии.
24 ноября обучающиеся 9 класса приняли участие в онлайн-уроке «С деньгами на «ты», или, зачем быть финансово грамотным?» на платформе Банка России.
Каждый человек стремится стать успешным и независимым.
Путь к этой цели начинается с умения накапливать, сохранять и приумножать денежные средства.
Постановка финансовых целей, обязательный учет доходов и расходов, сбережение и инвестирование, взвешенный и рациональный подход к кредитам – это основы, которые помогут школьникам грамотно распределить свои карманные деньги, потренироваться в финансовом планировании, учесть риски и опасности, чтобы эффективно распоряжаться деньгами в будущем.
Полученные на уроке знания ребята смогут применять при оптимизации расходов и для увеличения доходов.
с 1 по 21 ноября 2023 года обучающиеся нашей школы приняли участие в «Всероссийском онлайн-зачет по финансовой грамотности 2023», который организовал Банк России совместно с Агентством стратегических инициатив Ежегодный зачет – одно из важных мероприятий, которое позволяет заинтересовать данной темой население страны от школьника до пенсионера.
Знания и навыки, полученные по итогам прохождения зачета, помогают людям принимать взвешенные финансовые решения, которые способствуют финансовому благополучию и минимизации финансовых рисков. Ребята с удовольствием проверили свои знания, а участники, успешно прошедшие зачет, получили именные сертификаты.
«Чего не хватает нашему поколению, так это финансового образования, необходимого для финансовой безопасности».
Роберт Кийосаки
В нашей школе в рамках Всероссийских уроков по финансовой безопасности с 8 по 14 апреля были проведены мероприятия, направленные на повышения уровня финансовой грамотности обучающихся 8-11 классов.
Обучающиеся узнали о финансовой безопасности в цифровом мире, о мошенничестве в интернет-сети, о финансовых пирамидах, о дистанционном управлении деньгами. Разобрали, какие бывают виды налогов, работу банковской системы. Прошли веб-квест по финансовой безопасности.
При проведении таких уроков, важно помнить, что сегодняшние ученики– это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в школьном возрасте на всех ступенях образовательной системы.